Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

сорока григорий васильевич

Энциклопедический словарь

Соро́ка Григорий Васильевич (1823-1864), живописец венециановской школы. Крепостной. Полные лиризма наивно-идиллические пейзажи с фигурами («Рыбаки», 1840-е гг.), интерьеры, портреты отличаются тонкой согласованностью цветовой гаммы, статичной замкнутостью композиции.

* * *

СОРОКА Григорий Васильевич - СОРО́КА Григорий Васильевич (1823-64), русский художник, один из самых ярких представителей венециановской школы (см. ВЕНЕЦИАНОВСКАЯ ШКОЛА) .

Родом из крепостных крестьян. Фамилия «Сорока» сначала была его прозвищем, картины периода занятий с А. Г. Венециановым (см. ВЕНЕЦИАНОВ Алексей Гаврилович) (1842-1847) художник подписывал «Григорий Васильев». Со своим будущим учеником Венецианов познакомился в 1842 у помещика Н. П. Милюкова - хозяина Сороки, и тогда же начались их регулярные занятия. Альбом с пятнадцатью рисунками, на которых в основном были изображены дворовые (помечены самим художником 1842), хранятся в Русском музее. Венецианов, оценивший дарование своего ученика, пытался хлопотать об его освобождении от крепостной зависимости, но Милюков отказал и сделал Сороку своим садовником. Таким образом участь художника была решена на долгие года. С трудом примирившийся со своей подневольной участью (был освобожден только вместе со всеми крепостными в 1861), Сорока, однако, продолжал работать и создал целую галерею великолепных, полных лиризма, наивно-идиллических картин. О возросшем мастерстве художника свидетельствуют не только пейзажи с идеализированными фигурами крестьян («Рыбаки», 1840-е годы, Русский музей), но и интерьеры («Кабинет в Островках», 1844, Русский музей), а также портреты («Портрет Е. Н. Милюковой», конец 1840-х годов, Эрмитаж). Наивность и непосредственность восприятия действительности сохранились и в более поздних работах художника («Вид на озеро Молдино в усадьбе Островки», кон. 1840-х - нач. 1850-х годов, Русский музей). Венецианов привлекал Сороку к написанию икон для ближних церквей, к сожалению, почти не сохранившихся (икона «Спас нерукотворный» находится в Картинной галерее Твери).

После смерти Венецианова в 1847 Сорока лишился не только своей главной духовной поддержки, но и общения с другими художниками. Он стал обыкновенным крепостным живописцем, зарабатывающим себе на жизнь портретами окрестных помещиков. В 1852 женился на дворовой женщине (имел двух сыновей и дочь), семейная жизнь с которой не удалась, и Сорока начал пить. С 1861, став свободным человеком, художник с семьей поселился в родной деревне (в собственном доме). Пытался защищать крестьянские права: послал на имя Александра II жалобу на Милюкова. Однако, когда жалоба была спущена в губернию, ему стало грозить телесное наказание. К этому времени Сорока был уже совершенно больным человеком, он повесился 10 апреля 1864.

В 1973 в Третьяковской галерее и Русском музее состоялась персональная выставка произведений Григория Сороки, был выпущен каталог.

Большой энциклопедический словарь

СОРОКА Григорий Васильевич (1823-64) - российский живописец венециановской школы. Крепостной. Полные лиризма наивно-идиллические пейзажи с фигурами ("Рыбаки", 1840-е гг.), интерьеры, портреты.

Полезные сервисы